Бестраншейное строительство трубопроводов
Начало нового тысячелетия характеризуется устойчивым ростом городов, развитием предприятий базовых отраслей промышленности, строительства, транспорта и телекоммуникаций, что приводит к необходимости строительства новых подземных коммуникаций различного назначения.
С другой стороны, по протяженности действующих трубопроводов Российская Федерация занимает одно из первых мест в мире, при этом более половины из них проложены 20-50 лет тому назад, т.е. требуют реконструкции и обновления.В связи с этим, очевидно, что в настоящее время существует и в ближайшие десятилетия сохранится высокий потенциал роста капиталовложений в строительство, реконструкцию и ремонт подземных коммуникаций самого широкого спектра назначений.
Модернизация и реконструкция действующих и строительство новых трубопроводов зачастую проходят на территориях городов, действующих промышленных предприятий, в трудных геологических и географических условиях, при действии ряда технических, технологических и экологических ограничений. При этом их трассы пересекают реки, болота, овраги, лесные массивы, автомобильные и железные дороги, другие трубопроводы, территории действующих предприятий. Очевидно, что производство работ традиционными методами с внешней экскавацией грунта в этих условиях либо сильно затруднено, либо попросту невозможно. Эти и целый ряд других факторов естественного и искусственного происхождения обуславливают особую актуальность ускоренного внедрения бестраншейной техники и технологий в строительство, ремонт и реконструкцию подземных коммуникаций в нестандартных, зачастую экстремальных условиях.
Одним из приоритетных видов бестраншейного строительства является горизонтальное направленное бурение (ГНБ) - способ формирования в грунте скважины с запроектированными характеристиками, непрерывным мониторингом процесса бурения и корректировкой трассы в процессе ее строительства.
Этапы технологического процесса бестраншейного строительства подземных коммуникаций методом ГНБ:
Производственно-технический аспект:
Возможность бестраншейного строительства, ремонта и санации подземных коммуникаций в экстремальных условиях:
- под реками, озерами, оврагами, лесными массивами, сельскохозяйственными объектами;
- в специфических грунтах (скальные породы, плывуны и пр.);
- в охранных зонах высоковольтных воздушных линий электропередач, магистральных газо-, нефте-, продуктопроводов;
- в условиях плотной жилищной застройки городов при прохождении трассы под автомагистралями, трамвайными путями, скверами и парками;
- под действующими железными и автомобильными дорогами, взлетно-посадочными полосами аэропортов;
- на территории промышленных предприятий, включая ввод коммуникаций в производственные корпуса в условиях действующего производства.
Финансово-экономический аспект:
- Уменьшение сметной стоимости строительства трубопроводов за счет значительного сокращения сроков производства работ, затрат на привлечение дополнительной рабочей силы и тяжелой землеройной техники.
- Минимизация затрат на энергообеспечение буровых комплексов вследствие их полной автономности и экономичности используемых агрегатов.
- Отсутствие затрат на восстановление поврежденных участков автомобильных и железных дорог, зеленых насаждений и объектов городской инфраструктуры.
- Сокращение эксплуатационных расходов на контроль и ремонт трубопроводов в процессе их эксплуатации.
Социально-экологический аспект:
- Сохранение природного ландшафта и экологического баланса в местах производства работ, исключение техногенного воздействия на флору и фауну, размыва берегов и донных отложений водоемов.
- Отсутствие ущерба сельхозугодьям и лесным насаждениям.
- Минимизация негативного влияния на условия проживания людей в зоне проведения работ.